Кредитование малоги бизнеса, работа банка

Развитие кредитования малого бизнеса во многом зависит от состояния банковского сектора, развития рынка банковских услуг в стране. В настоящее время наша страна готовится стать полноправным членом Всемирной Торговой Организации (далее – ВТО), что порождает немало проблем для отечественных банков. Дело в том, что те условия, на которых отечественные банки предлагают свои кредитные услуги населению, значительно хуже (процентные ставки выше), чем те условия, которые могут предложить иностранные банки. Когда страна вступит в ВТО, иностранные банки смогут без ограничений свободно предлагать свои услуги предпринимателям, а это в свою очередь поставит наши отечественные банки в невыгодные условия конкуренции, рынок банковских услуг в стране просто может быть поглощен иностранными банками. Такое положение дел для своего разрешения требует изменения положений национального законодательства России в области правоотношений по банкам и банковской деятельности.

Изменение законодательства возможно только при сохранении положительной динамики роста нашей экономики.

Сейчас наш законодатель видит основной способ решения данной проблемы в том, чтобы создать условия, при которых произойдет консолидация банковского капитала. В результате этого более крупные и «сильные» банки смогут «поглотить» более мелкие и неустойчивые. Такая практика соответствует и мировому опыту.

Правительство РФ и Банк России неоднократно высказывали свою заинтересованность в укрупнении кредитных организаций с целью обеспечения большей надежности расчетной системы, поддержания порядка и стабильности на финансовых рынках, а также повышения конкурентоспособности с аналогичными зарубежными структурами в условиях либерализации банковской деятельности. Последняя задача особенно актуальна в условиях, когда в России после вступления в ВТО, по мнению некоторых экспертов, увеличится доля иностранного капитала в совокупном банковском капитале страны и деятельность иностранных кредитных организаций на ее территории примет иные формы и более широкие масштабы.

Однако объединение банковского капитала в нашей стране не может происходить по «западному» образцу. В нашей стране данный процесс обусловлен рядом характерных черт (признаков).

1.Неразвитость фондового рынка и традиции двойной бухгалтерии обусловят по преимуществу скрытый характер преобразования собственности, что значительно затруднит реформирование соответствующей законодательной базы.

2.В случае дальнейшего обострения проблем банковского сектора Банк России, вероятно, будет вынужден установить преференциальный режим для банков, поглощающих неплатежеспособные кредитные организации, что противоречит сложившейся международной правовой практике.

3.Открытие доступа иностранным банкам на российский рынок предполагает аналогичный доступ российских банков в банковские системы других государств, но можно сказать, что ни один российский банк в действительности не способен конкурировать с аналогичными иностранными структурами не только за границей, но и в самой России.

4.Сложность правового регулирования заключается в том, что степень регулирования отдельных сегментов финансового рынка в России неодинакова.

Реформирование законодательной базы, регулирующей деятельность иностранных кредитных организаций в России, существенно осложняет тот факт, что основная денежная масса обращающейся наличности у населения и расчеты в период 1993–2000гг. производились преимущественно посредством иностранной валюты – доллара. Сейчас расчеты все больше переходят на евро. Таким образом, вскоре можно будет говорить о конкуренции между долларом и евро, которая в конечном счете приведет к конкуренции между банковской системой США и банковской системой ЕС в целом. Данное обстоятельство весьма выгодно для России, в связи с чем со своей стороны ей следует на законодательном уровне стимулировать переход к европейским стандартам.

Переход к евро достаточно закономерен: по данным комиссии Европейского союза в 1980–1990-е гг. вамериканских долларах осуществлялось свыше 50% мировых торговых сделок, хотя доля США в мировом экспорте составляла в конце века примерно 15%. Таким образом, сложность правового обеспечения деятельности иностранных кредитных организаций, действующих на территории РФ, обусловлена также трансформацией самой банковской системы России в условиях возрастающей конкуренции между долларом и евро.

Наша страна входит в пятерку стран с быстро развивающейся экономикой. При этом в инвестиционном плане по международным данным наиболее привлекательна Индия, а Россия «замыкает» пятерку стран. В качестве одного из недостатков нашей экономики многие международные специалисты отмечают именно слабость наших банков, неразвитость сектора банковских услуг. В правовой системе нашей страны созданы такие условия, что Россия, как и Китайская Народная Республика, остаются недоступными для иностранных банков, а также для компаний, оказывающих страховые услуги. По этой причине для сравнения можно отметить, что России (в отличие от других стран с переходной экономикой) иностранные кредитные организации занимают незначительный сегмент рынка (менее 8%). При этом они ограничиваются созданием собственных дочерних банков, воздерживаясь от прямых инвестиций в отечественные банки.

Таким образом, в России более вероятно создание мощного банка «с нуля», что могут сделать западные банки, обладающие крупными финансовыми возможностями и опытом работы в России. В целом, по данным Банка России на начало 2005г. встране действовали 128 кредитных организаций с иностранным капиталом, из которых 34 – со 100%-ным иностранным капиталом. Только три банка, контролируемых нерезидентами (Международный Московский Банк, Raiffeisenbank Austria и Citibank), по размерам активов входят в число 20 крупнейших российских банков.

Однако резко изменять правовое регулирование в области иностранных банковских инвестиций нельзя. Такое правовое регулирование объясняется тем, что условия кредитования, которые могут предложить иностранные банки, в том числе и в области кредитования малого предпринимательства, значительно выгоднее, чем те, которые могут предложить отечественные банки. Наши банки пока не могут позволить себе условия кредитования на таких же условиях, что и иностранные банки, ввиду их малой капитализации и слишком большого риска убытков. Поэтому до тех пор, пока банковская система нашей страны не станет более устойчивой и конкурентоспособной, необходимо сдерживать процесс открытия национального рынка банковских услуг для иностранных кредитных организаций, в противном случае есть риск потерять контроль над важнейшими областями экономики. Необходимость в сохранении регулирования доступа иностранного капитала подтверждается практикой стран – членов ВТО: сейчас 110 стран сохраняют ограничения на доступ иностранного капитала на рынок банковских услуг.

В начале XXIв. законодатель серьезно реформировал национальное законодательство в области деятельности иностранного капитала. Принятые законодательные акты изменяли правовое регулирование более приближенно к международным стандартам. Это Федеральные законы от 23 декабря 2003г. №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», от 27 октября 2008г. №175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года», «О кредитных историях», от 29 июля 2004г. №96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе страхования вкладов физических лиц в банках РФ». Внесены серьезные коррективы в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы валютного регулирования, в том числе принят новый Федеральный закон от 10 декабря 2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», и т.д. Однако до сих пор остается ряд нерешенных проблем. В целом наше законодательство не только по вопросам иностранных инвестиций и банковских услуг, но и по многим другим серьезно отстает от реальных потребностей текущих правоотношений. Ситуация в банковском секторе меняется практически каждые полгода и требует соответствующего изменения и законодательства, в итоге законодатели просто не успевают своевременно предложить участникам банковских отношений нужного им правового регулирования. Отчасти данный пробел возмещается локальным регулированием самих банков. Это происходит за счет того, что банки изменяют свои внутренние правила кредитования и т.д.

Состояние отечественного банковского сектора во многом зависит от состояния (размеров) кредитных ресурсов банков. Кредитная деятельность выражается в многочисленных и постоянно осуществляемых банковских кредитных операциях (кредитных сделках). В перечне банковских операций согласно ст. 5ФЗ «О банках и банковской деятельности» содержится только одна операция, сопоставимая с размещением денежных средств. Речь идет о п. 2ч. 1, в котором предусмотрена банковская операция по размещению привлеченных денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет. В этой связи возникает ряд вопросов, ответы на которые позволят уточнить содержание кредитной деятельности банка:

1)как соотносятся содержание банковской операции по п. 2ч. 1ст. 5и ч. 2ст. 1ФЗ «О банках и банковской деятельности»;

2)относится ли к банковской операции размещение находящихся на банковских счетах денежных средств физических и юридических лиц в рамках осуществления операции открытия и ведения банковских счетов физических и юридических лиц;

3)относится ли к банковской операции размещение собственных средств банка.

Банки имеют право использовать денежные средства своих клиентов (не только предоставленные им по договору банковского вклада). Это подтверждается п. 2ст. 845 ГК РФ, согласно которому «банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами», и п. 1ст. 852 ГК РФ: «если иное не предусмотрено договором банковского счета, за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, банк уплачивает проценты, сумма которых зачисляется на счет». Учитывая, что субъектом использования денежных средств, находящихся на счетах физических и юридических лиц, выступает банк, можно предположить, что и подобная операция по использованию денежных средств относится к банковским. В перечне банковских операций ст. 5Закона о банках, который является исчерпывающим, такая операция отсутствует. Означает ли это, что подобную операцию (использование денежных средств, находящихся на счетах юридических и физических лиц), могут осуществлять и другие субъекты хозяйственного оборота?

Получение кредита юридическими лицами, в том числе и для нужд малого предпринимательства, в настоящее время частично регламентировано Регламентом предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России и его филиалами от 8 декабря 1997г.

Кредиты предоставляются юридическим лицам и предпринимателям, имеющим в Банке расчетные или текущие счета. Кредитование заемщика производится на основе:

1)кредитного договора;

2)договора об открытии кредитной линии, возобновляемой (револьверной) или невозобновляемой;

3)генерального соглашения об открытии кредитной линии (рамочной) и отдельных кредитных договоров.

Для более детального рассмотрения вопроса о порядке предоставления кредитов юридическим лицам необходимо обратиться к положениям Регламента предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России и его филиалами от 8 декабря 1997г. №285-р (утв. Комитетом Сбербанка РФ по предоставлению кредитов и инвестиций).

Так, согласно названному Регламенту при предоставлении кредита на определенные цели и конкретный срок с заемщиком заключается кредитный договор.

Возобновляемая (револьверная) кредитная линия открывается заемщику для осуществления регулярных финансово-хозяйственных операций (как правило, это предприятия торговли), а также для покрытия общего разрыва в платежном обороте промышленных, сельскохозяйственных и транспортных предприятий (на эти цели могут предоставляться и обычные кредиты, без открытия кредитной линии (п. 1.5.2. Регламента).

Возобновляемая кредитная линия открывается на срок не более одного года. Пролонгация револьверной кредитной линии не допускается. При возобновляемой (револьверной) кредитной линии выдача и погашение кредита производятся в пределах установленного лимита задолженности в течение всего срока действия договора об открытии кредитной линии (п. 1.5.2. рассматриваемого Регламента).

Рамочная кредитная линия открывается заемщику для оплаты отдельных поставок товаров в рамках одного контракта, реализуемого в течение определенного периода, либо кредитования целевых программ заемщика. Под каждую поставку (или этап целевой программы) заключается отдельный кредитный договор в рамках генерального соглашения об открытии рамочной кредитной линии. Обеспечение оформляется по каждому кредитному договору.

Обязательным условием предоставления кредита является наличие обеспечения своевременного и полного исполнения обязательств заемщиком. В качестве обеспечения банк принимает:

1)передаваемые в залог ценные бумаги Сбербанка России и государственные ценные бумаги РФ;

2)передаваемые в залог ценные бумаги субъектов Российской Федерации в пределах установленных на них лимитов риска;

3)передаваемые в залог ликвидные ценные бумаги банков в пределах установленных на банки-контрагенты лимитов риска;

4)передаваемые в залог акции корпоративных эмитентов в пределах установленных на них лимитов риска;

5)поручительства Министерства финансов Российской Федерации (только для Центрального аппарата Сбербанка России);

6)поручительства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленных на них лимитов;

7)банковские гарантии в пределах установленных на банки-контрагенты лимитов риска;

8)поручительства платежеспособных предприятий и организаций;

9)передаваемые в залог транспортные средства, товары в обороте, оборудование, другое имущество;

10)передаваемые в залог объекты недвижимости, права аренды недвижимости (в том числе земли), права по инвестиционным контрактам, права на объекты незавершенного строительства;

11)средства на депозитном счете заемщика в банке.

Помимо перечисленных видов обеспечения, рекомендуется принимать дополнительно поручительство руководителя или учредителя Заемщика (когда учредитель – физическое лицо). Оценочная стоимость документарных ценных бумаг устанавливается в соответствии с «Регламентом приема документарных ценных бумаг в обеспечение по кредитным договорам в рублях, заключаемым учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации с юридическими лицами» от 14 января 1997г. №144-р и «Регламентом проведения территориальными банками Сбербанка России операций с векселями субъектов Российской Федерации» от 5 августа 1997г. №243-р.

Оценочная стоимость другого имущества (объектов недвижимости, оборудования, товаров в обороте, транспортных средств) устанавливается на основании экспертного заключения специалиста Банка по вопросам оценки залогов или дочернего предприятия Банка и понимается как наиболее вероятная цена, за которую имущество будет продано на конкурентном и открытом рынке. Оценочная стоимость передаваемого в залог имущества корректируется с использованием поправочного коэффициента:

1)для объектов недвижимости – не более 0,7;

2)для товаров в обороте, оборудования и иного имущества – не более 0,5.

С целью снижения кредитных рисков могут быть использованы одновременно несколько форм обеспечения возврата кредита, и сумма обеспечения может превышать сумму обязательств (основного долга и процентов) по договору. Сумма кредита и причитающихся за пользование кредитом процентов за период не менее 6 месяцев (если срок кредита превышает 6 месяцев) не должна превышать по совокупности оценочной стоимости предметов залога с учетом понижающих коэффициентов и суммы денежного депозита, банковских гарантий и поручительств, исключая поручительство руководителя (учредителя) заемщика.

Обеспечение в виде залога товаров в обороте применяется, как правило, по кредитным договорам (договорам об открытии кредитной линии), по которым предусмотрено периодическое частичное погашение кредита из получаемой заемщиком выручки от реализации товаров и услуг. При этом большое значение при принятии решения о кредитовании под залог товаров в обороте имеют объемы инкассируемой выручки и кредитовых оборотов по счету клиента в Банке.

Депозит как обеспечение может использоваться как в рамках «Схемы кредитования юридических лиц под обеспечение депозитом», утвержденной Комитетом Сбербанка России по предоставлению кредитов и инвестиций 6 июня 1997г., так и вне схемы. Погашение задолженности за счет средств депозита производится в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами (т.е. через расчетный счет заемщика, в том числе в случае безакцептного списания). Заемщик (залогодатель) должен застраховать в пользу банка переданное в залог имущество, кроме ценных бумаг и товаров в обороте, от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения на все случаи, предусмотренные Правилами страхования страховщика (полный пакет).

Страховая сумма должна быть не ниже оценочной стоимости предмета залога либо суммы задолженности по кредиту и причитающихся процентов на период действия договора страхования, если сумма задолженности по кредиту с процентами меньше оценочной стоимости. Выбор страховщика осуществляется банком. Перечень страховых компаний, с которыми могут работать учреждения банка, устанавливается Сбербанком России.

Уплата процентов за пользование кредитом производится ежемесячно или ежеквартально. Процентная ставка по кредитному договору должна быть не ниже минимальной ставки, установленной Комитетом Сбербанка России по процентным ставкам и лимитам (за исключением случаев, когда территориальному банку предоставлено право регулирования процентных ставок в пределах рассчитанного лимита в соответствии с «Порядком предоставления территориальным банкам права по регулированию процентных ставок по привлечению и размещению средств» от 10 января 1997г. №142).

При открытии кредитной линии заемщик вносит плату за пользование открытым лимитом кредитной линии. Плата взимается единовременно после заключения договора об открытии кредитной линии за весь срок действия договора. Размер платы устанавливается кредитным комитетом Банка в процентах годовых от лимита кредитной линии. Выдача кредита в рублях производится преимущественно путем оплаты платежных документов заемщика (в соответствии с целевым назначением кредита) непосредственно с его ссудного счета.

Допускается перечисление суммы кредита на расчетный счет заемщика по его платежному поручению в отдельных случаях, а именно:

1)при предоставлении кредита на выплату заработной платы работникам;

2)при необходимости проведения конверсионных операций;

3)при предоставлении револьверной кредитной линии для покрытия общего разрыва в платежном обороте;

4)в других случаях, предусмотренных отдельными нормативными документами Сбербанка России.

Выдача кредита в иностранной валюте производится перечислением суммы кредита на текущий валютный счет заемщика по его платежному поручению. Одновременно с поручением на перечисление суммы кредита на расчетный или текущий валютный счет (за исключением перечислений в счет револьверной кредитной линии) заемщик представляет в банк чек для получения наличных денег (для выплаты зарплаты) и (или) платежные поручения на перечисление средств с расчетного (текущего валютного) счета в соответствии с целевым назначением кредита.

Допустимый размер обязательств одного заемщика перед банком устанавливается Сбербанком России.

При предоставлении кредита или открытии кредитной линии объем кредитования определяется исходя из потребностей заемщика, подтвержденных бизнес-планом и технико-экономическим обоснованием (ТЭО) кредита, с учетом кредитоспособности заемщика. При этом размер предоставляемого кредита не должен снижать кредитоспособности заемщика. Решение о предоставлении кредита принимается кредитным комитетом Банка. Территориальный банк может ограничить полномочия отделений в части принятия решений о предоставлении кредитов. В территориальном банке ведется единая база данных о заемщиках и предоставленных территориальным банком и отделениями кредитах по форме и в объемах, утвержденных кредитным комитетом территориального банка.

Банк выступает собственником всех денежных средств, находящихся на счетах физических и юридических лиц. Отсутствие же банковской операции, соотносимой только с размещением собственных средств, необходимо сопоставлять с сущностью банка как торговца «чужими» деньгами и расширительным толкованием положения п. 2ч. 1ст. 5ФЗ «О банках и банковской деятельности». Размещение привлеченных денежных средств не означает размещение собственных средств физических и юридических лиц.

Искаженное понимание банковской операции (п. 2ч. 1ст. 5ФЗ «О банках и банковской деятельности») может произойти из-за подмены понятий. Размещению подлежат не просто привлеченные денежные средства, а денежные средства физических и юридических лиц, привлеченные во вклады, т.е. переданные банку на основании договора банковского вклада, а следовательно, перешедшие в его собственность.

Использование выражения «от своего имени и за свой счет» (п. 2ч. 1ст. 5ФЗ «О банках и банковской деятельности») определяет режим действий, еще раз подтверждающих, что только собственными денежными средствами можно распоряжаться «от своего имени и за свой счет». Отношение законодателя к данному выражению можно проследить на примере ст. 971, 990 и 1005 ГК РФ, содержащих легальные определения договора поручения, комиссии и агентирования соответственно. В договоре поручения поверенный действует от имени доверителя, комиссии – комиссионер действует от своего имени, а агентский договор предоставляет возможность конструирования действий агента от имени как своего, так и принципала. Объединяет все эти договоры то, что действия всегда совершаются за счет доверителя в договоре поручения, за счет комитента – в договоре комиссии, за счет принципала – в агентском договоре.

Следовательно, можно утверждать, что совершать действия от своего имени и за свой счет можно только в отношении собственного имущества и в своих интересах. Именно поэтому можно заключить, что размещению подлежат денежные средства, принадлежащие банку на основаниях, предусмотренных как общегражданским, так и специальным банковским законодательством.


A  Б  В  Г  Д  Е  Ж 
 
З И К Л М Н О
 
П Р С Т У Ф Х
 
Ц Ч Ш Э Ю
© 2008-2010г. Все права защищены depositvklad.ru