Кредитование, отрасли кредитования

Какие отрасли хозяйствования нуждаются в развитии сектора малого бизнеса в настоящее время?

Как отмечено в федеральной программе по поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000–2001гг., это следующие отрасли:

1)развитие малого предпринимательства в агропромышленном комплексе, в том числе в области переработки сельскохозяйственной продукции, преимущественно в регионах с высоким уровнем безработицы;

2)развитие малых предприятий, работающих в области производства импортозамещающих товаров, в том числе товаров широкого потребления, в регионах с высоким уровнем безработицы (таких как моногорода, образованные градообразующими редприятиями);

3)развитие малой строительной индустрии и малых предприятий по обслуживанию жилищного фонда преимущественно в регионах с низкими темпами нового строительства, а также в районах, нуждающихся в ликвидации последствий стихийных бедствий и пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций;

4)развитие малых автотранспортных предприятий по облсуживанию населения в регионах с низким уровнем развития транспортной сети и транспортно-экспедиционных услуг;

5)развитие малых предприятий в дорожном хозяйстве и придорожном сервисе реимущественно в регионах с низким уровнем развития дорожной сети и придорожного сервиса;

6)развитие почтового и информационного сервиса на базе местных узлов связи преимущественно в регионах с низким уровнем развития средств связи (в том числе и в малых населенных пунктах, сельской местности);

7)развитие малых форм предприятий в научно-технической сфере, повышение инновационной активности малых предприятий производственной сферы в регионах с высоким научно-техническим потенциалом (таких как академгородки, научные центры, закрытые административно-территориальные образования);

8)развитие предприятий быстрого общественого питания и современной сферы услуг преимущественно в регионах с низким уровнем развития сетей быстрого питания и современой сферы услуг в регионах с высоким уровнем безработицы;

9)развитие центров приграничной торговли и сервиса для частных предпринимателей в новых приграничных районах (в районах, граничащих со стрнами ближнего зарубежья и государствами – участниками СНГ, с КНР и Японией; всвободных экономических зонах).

Если подробно исследовать каждый пункт направления развития кредитования, то можно увидеть, что его отдельные направления получили достаточно широкое развитие в нормативной базе. Это развитие агропромышленного комплекса и науки (научных технологий).

Если говорить о науке, то согласно п. 28 Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010г. идальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 30 марта 2002г. №Пр-576), основными мерами государственного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в области финансов являются:

1)финансирование за счет средств федерального бюджета научных исследований и экспериментальных разработок на уровне, обеспечивающем реализацию целей и задач Основ политики государства;

2)направление ежегодного прироста ассигнований по статье федерального бюджета «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» на фундаментальные исследования и обеспечение научного сопровождения важнейших инновационных проектов государственного значения;

3)обеспечение эффективного использования средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;

4)целевое выделение бюджетных средств для реализации научного сопровождения важнейших инновационных проектов государственного значения, концентрация бюджетных ресурсов на реализацию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, критических технологий федерального значения;

5)поиск и эффективное использование внебюджетных источников для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых по заказам федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, а также для вовлечения в хозяйственный оборот научных и научно-технических результатов, полученных за счет бюджетов всех уровней;

6)стимулирование деятельности благотворительных организаций и иных хозяйствующих субъектов, направленной на финансирование фундаментальных исследований;

7)обеспечение государственной поддержки наукоградов за счет бюджетов всех уровней;

8)стимулирование развития малого научно-технического и инновационного предпринимательства, включая поддержку за счет бюджетов всех уровней инфраструктуры малого бизнеса, стимулирование развития венчурного инвестирования, лизинга, кредитования и страхования рисков наукоемких проектов, подготовки специалистов по инновационному менеджменту, а также поддержки на конкурсной основе научно-технических и инновационных проектов.

Как видно, государство развивает и поддерживаетмалое предпринимательство в области научных разработок (это касается новых технологий и вообще в целом фундаментальных научных исследований). Есть даже специальная программа, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 11 декабря 2002г. №1764-р «Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий».

Главной целью государственной инвестиционной политики в сфере науки и технологий является создание финансово-экономических условий для реализации утвержденных Президентом Российской Федерации Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010г. идальнейшую перспективу (далее именуются – Основы политики) и Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, а также для опережающего развития фундаментальной науки и осуществления важнейших инновационных проектов государственного значения (Раздел 2 «Цель и задачи государственной инвестиционной политики в сфере науки и технологий» основных направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий).

Достижение поставленной цели осуществляется на основе интеграции усилий государства и предпринимательского сектора экономики, ускорения внедрения современных инвестиционно-финансовых механизмов привлечения негосударственного российского и иностранного капитала в сферу науки и технологий (Раздел 2 основных направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий).

Для этого требуется решить следующие основные задачи:

1)повысить эффективность использования средств федерального бюджета, внебюджетных средств и иных инвестиционных ресурсов, направляемых на развитие сферы науки и технологий;

2)обеспечить совершенствование нормативно-правовой базы в целях привлечения внебюджетных средств и иных инвестиционных ресурсов в сферу науки и технологий, а также повышения востребованности результатов научно-технических работ отечественным производством;

3)обеспечить воспроизводство и развитие материально-технической базы организаций научно-технической сферы, которые осуществляют исследования по Приоритетным направлениям и технологическое перевооружение наукоемких производств;

4)реализовать важнейшие инновационные проекты государственного значения (Раздел 2 «Цель и задачи государственной инвестиционной политики в сфере науки и технологий» основных направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий).

Согласно положениям Раздела 3. Основные механизмы и пути реализации государственной инвестиционной политики в сфере науки и технологий главным механизмом повышения эффективности использования средств федерального бюджета при выполнении исследований и разработок по Приоритетным направлениям является заказ государства на научно-техническую продукцию, который обеспечивает увязку планов проведения научных исследований и разработок с программами социально-экономического развития страны.

Основу заказа государства на научно-техническую продукцию составляют федеральные целевые программы в сфере науки и технологий, Государственная программа вооружения на период 2001–2010гг. игосударственный оборонный заказ (Раздел 3 Основные механизмы и пути реализации государственной инвестиционной политики в сфере науки и технологий).

Согласно положениям Раздела 3 основных направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий формирование федеральных целевых программ осуществляется на основе общих принципов, определяемых Правительством Российской Федерации с учетом приоритетов и целей социально-экономического развития Российской Федерации, направлений структурной и научно-технической политики, прогнозов развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результатов анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитических и внешнеэкономических условий, а также международных договоренностей.

Наряду с указанными общими принципами формирование федеральных целевых программ в сфере науки и технологий осуществляется с учетом следующих особенностей:

1)обеспечение непрерывности цикла «фундаментальные исследования – поисковые НИР – прикладные НИОКР – технологии – производство – рыночная реализация» и сбалансированности его этапов при общей ориентации на конечный результат – серийный выпуск наукоемкой конкурентоспособной продукции в экономически целесообразных объемах;

2)обеспечение концентрации средств федерального бюджета и внебюджетных средств на реализации Приоритетных направлений и адресности мер стимулирования научно-технической и инновационной деятельности;

3)осуществление выбора объектов финансирования на основе их оценки по научно-техническим, экономическим, экологическим и другим критериям с учетом возможностей федерального бюджета (Раздел 3 основных направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий).

Дальнейшее совершенствование программно-целевого метода планирования в сфере науки и технологий будет осуществляться на основе реализации механизмов консолидированного и многоканального финансирования программных мероприятий. В целях совершенствования государственного регулирования в сфере науки и технологий необходимо содействовать развитию системы государственных научных фондов, осуществляющих на конкурсной основе финансирование инициативных научных проектов, отбираемых самим научным сообществом. Наряду с совершенствованием формирования федеральных целевых программ в сфере науки и технологий предстоит продолжить развитие системы мер экономического и иного стимулирования инвесторов, прежде всего предприятий материальной сферы и кредитных учреждений, поощряя их увеличивать объем инвестиций в научные исследования и инновационный процесс, в том числе:

1)определить порядок передачи прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета, российским и иным инвесторам, способствующим использованию этих результатов в хозяйственном обороте (за счет внебюджетных средств) в первую очередь на территории Российской Федерации;

2)регламентировать передачу за рубеж прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной и другой научной и научно-технической деятельности;

3)создать с учетом требований Всемирной торговой организации механизмы финансовой поддержки патентования за рубежом объектов промышленной собственности, полученных в Российской Федерации;

4)повысить эффективность деятельности венчурных инновационных фондов (Раздел 3 основных направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий).

Воспроизводство и развитие материально-технической базы организаций научно-технической сферы осуществляются за счет:

1)целевого финансирования развития приборной базы;

2)содержания уникального оборудования, используемого при проведении исследований и разработок по Приоритетным направлениям;

3)создания центров коллективного пользования уникальным научным оборудованием и приборами.

В целях воспроизводства и развития материально-технической базы организаций научно-технической сферы предусматривается применение ускоренной амортизации научного оборудования, исходя в том числе из фактора морального старения приборного парка науки. В случае недостаточности средств на воспроизводство и развитие указанной материально-технической базы предполагается рассмотреть возможность привлечения на эти цели иностранных кредитов.

Основами политики предусматривается реализация важнейших инновационных проектов государственного значения, которые базируются на научных результатах мирового уровня, полученных при осуществлении исследований по Приоритетным направлениям. Указанные проекты позволят создавать крупномасштабные высокотехнологичные производства наукоемкой конкурентоспособной продукции за счет привлечения внебюджетных средств.

Перечень проектов формируется федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение единой государственной научно-технической политики.

Главными целями указанных проектов являются:

1)усиление позиций отечественных товаропроизводителей на рынках товаров и услуг;

2)снижение издержек производства за счет ресурсосбережения (в первую очередь энергосбережения);

3)увеличение доли продукции высокой степени переработки;

4)повышение эффективности использования сырьевой базы;

5)обеспечение гибкости производства.

Привлекательность проектов для внебюджетного инвестирования обусловлена снижением рисков за счет выпуска продукции, имеющей наибольший потенциал рыночной реализации, а также участием государства в финансировании наиболее рисковых стадий этих проектов.

Существенную роль в реализации указанных проектов играет система внебюджетных фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (Раздел 3 основных направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий).

В настоящее время в России существует Федеральный закон от 29 декабря 2006г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». В соответствии со ст. 11 указанного ФЗ определена государственная поддержка кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Государством обеспечиваются поддержка формирования и развития системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, равный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к получению кредитов (займов) на развитие сельского хозяйства в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах. Субсидии субъектам РФ из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов предоставляются на весь срок использования кредитов (займов), предусмотренных договорами, заключенными сельскохозяйственными товаропроизводителями с российскими кредитными организациями и (или) сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами, в размере 2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка РФ, действующей на дату заключения договора кредита (займа) (ч. 1ст. 11 ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

Согласно названному Закону субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов предоставляются на весь срок использования кредитов (займов), полученных в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, в размере не менее чем 95% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка РФ, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более чем 95% их фактических затрат. Условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах, виды кредитов (займов), сроки их предоставления, направления использования, суммы кредитов (займов), по которым из федерального бюджета осуществляется возмещение части затрат на уплату процентов, а также категории хозяйствующих субъектов, имеющих право на получение субсидий, устанавливаются Правительством РФ.

В настоящее время рядом постановлений Правительства РФ регулируется порядок предоставления субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации, направленных на возмещение субъектам Федерации расходов на поддержку (льготное кредитование) сельского хозяйства (субъектов малого предпринимательства – фермеров, членов крестьянских хозяйств, потребительских кооперативов и т.д.). Например, Постановление Правительства РФ от 29 октября 1997г. №1367 «О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе Российской Федерации».

В соответствии с названным Постановлением Правительства РФ предусматриваемые в федеральном бюджете ассигнования, направляемые на формирование лизингового фонда для обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретения племенного скота на основе лизинга, составляют средства федерального лизингового фонда. Возвращаемые федеральному бюджету средства по финансовой аренде (лизингу) используются для осуществления финансовой аренды (лизинга) в агропромышленном комплексе.

Распоряжение средствами федерального лизингового фонда осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в соответствии с правилами использования средств федерального бюджета, направляемых на финансовую аренду (лизинг), утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации (п. 3Порядка обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретения племенного скота на основе финансовой аренды (лизинга) (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 1997г. №1367).

Средства федерального лизингового фонда, предназначенные для крестьянских (фермерских) хозяйств, выделяются отдельной строкой. Часть средств указанного фонда может направляться для образования региональных лизинговых фондов, формируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Средства федерального лизингового фонда могут быть использованы для приобретения запасных частей, узлов, агрегатов, ремонтных материалов и других материально-технических ресурсов сезонного спроса (п. 4Порядка обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретения племенного скота на основе финансовой аренды (лизинга).

Средства федерального лизингового фонда предоставляются компаниям, осуществляющим лизинговую деятельность, на возвратной основе (п. 5рассматриваемого Порядка).

Заемщиками средств лизингового фонда могут быть организации, осуществляющие операции по поставке машиностроительной продукции и племенного скота на основе лизинга и привлекающие, кроме бюджетных средств, банковские кредиты, собственные и другие средства (п. 6рассматриваемого Порядка).

Организации, получающие право на осуществление финансовой аренды (лизинга) по поставке агропромышленному комплексу машиностроительной продукции и племенного скота с использованием средств федерального лизингового фонда, определяются на конкурсной основе. Положение о проведении конкурса на право осуществления финансовой аренды (лизинга) определяется Министерством экономики Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Номенклатура машиностроительной продукции, запасных частей, узлов, агрегатов, ремонтных материалов и других материально-технических ресурсов сезонного спроса, племенной скот, получаемые на условиях лизинга с использованием средств федерального бюджета, а также перечень продукции, по которой цены подлежат согласованию сторонами при заключении договоров, определяются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (п. 7рассматриваемых Правил).


A  Б  В  Г  Д  Е  Ж 
 
З И К Л М Н О
 
П Р С Т У Ф Х
 
Ц Ч Ш Э Ю
© 2008-2010г. Все права защищены depositvklad.ru