Кредитование малого предпринимательства

Для того чтобы представить себе особенности кредитования малого бизнеса страны сегодня, необходимо понимать то, что вообще представляет собой малый бизнес страны.

Еще с 1996г. можно отслеживать нормативные акты, которыми наше государство пыталось создать «тепличные» условия для роста малого бизнеса страны. А все потому, что, по мнению большинства ученых-экономистов и ведущих мировых бизнесменов, малый бизнес – это показатель стабильного экономического роста страны, которого так пытались добиться в 1990-е гг. Однако мало кто учитывал, что экономика каждой страны, а в особенности нашей, представляет собой набор особых свойств. Мало кто станет всерьез заниматься малым бизнесом, когда для него вообще нет условий, да и крупная промышленность, средний бизнес в стране почти полностью отсутствуют. Малый бизнес сможет развиваться там, где есть уже крупное промышленное производство и развит сектор банковских услуг.

Первым нормативным актом тогда стал Указ Президента РФ от 4 апреля 1996г. №491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации». О таких словах в начале 1990-х гг. даже в г. Москве знали немногие, что уж говорить о городах в субъектах Российской Федерации. В основном население России представляло себе малый бизнес как открытие своего «ларька» с овощами либо поездку в Турцию за вещами. Малый бизнес фактически существовал, но только именно в этой форме.

Уже Указом Президента РФ предусматривалось кредитование малого бизнеса. В частности, п. 2Указа предусматривал в 1996г. проинвестировать в быстроокупаемые коммерческие проекты, намечаемые к размещению на конкурсной основе, квоту в размере 500млрд руб., в том числе 200млрд руб. для Центрально-Черноземного региона Российской Федерации, на предоставление кредитов субъектам малого предпринимательства по представлению Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и соответствующих региональных фондов.

Однако малому бизнесу такие меры существенно не помогли, он развивался только в Москве и Санкт-Петербурге, до регионов такие меры не дошли. Фактически можно сказать, что никакого малого бизнеса так и не появилось.

Затем последовало принятие ряда федеральных программ, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства страны. Первая программа была утверждена Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998г. №697. Следом была принята Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000–2001 годы от 14 февраля 2000г. №121. Вот как в последней программе от 2000г. охарактеризовано состояние малого бизнеса в целом по стране:

«Достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.

В последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. После августа 1998г. от 25 до 35% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность. Остальные перешли к сохранению масштабов своего бизнеса в докризисном периоде за счет снижения численности персонала и оплаты его труда.

Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно. Государственная поддержка малого предпринимательства сдерживается макроэкономическими условиями.

Основные мероприятия Программы направлены прежде всего на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, таких как:

1)несовершенство системы налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;

2)неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);

3)ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий; отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;

4)организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;

5)административные барьеры на пути развития малого предпринимательства…».

Отсюда можно сделать выводы относительно того, что ждет наше Правительство от развития малого бизнеса в стране. В первую очередь это сокращение безработицы в стране, создание новых рабочих мест. Переход к рыночной экономике (перестройка), которая намечалась еще в 1986г. первым президентом СССР М. С. Горбачевым как этап в «500 дней», не удалась. Все люди тогда работали исключительно на государственных предприятиях, никакой частной экономики (частного сектора) вовсе не существовало. Результатом тех реформ стали кооперативы, которые в принципе отвечали критериям малого бизнеса. Но этого было недостаточно, в начале 1990-х гг. экономика страны рухнула Каких-либо мер на поддержку уже созданного не предусматривалось, частного банковского сектора вообще не было. В таких условиях малому бизнесу просто неоткуда было взяться.

Безработица появилась вдруг и сразу в огромных масштабах, решить проблему безработицы не только наше правительство, но и даже развитые страны не в состоянии. Например, в настоящее время намечается рост уровня безработицы в США. А в Германии и Франции, наоборот, в последние годы этот показатель сократился. В основном, конечно, безработица есть в каждой стране, но в каком масштабе? Правительство рапортует об относительно невысоком уровне безработных, однако как их у нас считают? Безработные те, кто обратился в органы социальной защиты населения для признания их безработными, а сколько их туда не обратилось? А высокий уровень безработицы сразу создает благоприятную почву для роста преступности, хронического алкоголизма и прочих негативных социальных проявлений. Таким образом, проблема высокого уровня безработицы сразу же порождает ряд других серьезных проблем.

Следующий блок вопросов, которые должно помочь решить малое предпринимательство в экономике страны, это рост товарооборота на местных товарных рынках, появление самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активной части населения. Но это все в принципе понятно, малый бизнес означает и то, что у граждан, им занимающихся, должен сформироваться свой капитал. Уровень доходов населения в целом должен возрасти, и появится какой-то капитал, который далее и будет «толкать» экономику страны. Однако, как мы уже подметили, в случае с экономикой нашей страны это не работает. И реально именно сейчас мы наблюдаем, как наши промышленные гиганты начинают «оживать». Однако происходит это вовсе не по причине роста малого бизнеса, а по причине наличия лишних денег в бюджете (стабилизационный фонд, привлечение средств фондов обязательного социального страхования и иных источников, но не вклад малого бизнеса). Есть примеры и того, когда малое предприятие вырастало до крупной организации, но это все в основном в таких отраслях, как общественное питание, прочий рынок услуг, торговля. Можно сказать, что в нашем случае, наоборот, рост тяжелой промышленности влечет за собой и определенный рост всей экономики страны, в том числе и малого бизнеса.

Наконец, еще одна группа вопросов, которую поможет решить малый бизнес в экономике страны,– это снижение нагрузки на бюджеты всех уровней. Как это выражается? Во-первых, повысится взимаемость налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Но мы знаем, что доля даже тяжелой промышленности страны в федеральном бюджете невелика, в основном его формируют отчисления налогов от организаций, занимающихся добычей, переработкой и транспортировкой нефти, газа, других энергоресурсов (например, сейчас происходит масштабное реформирование рынка электроэнергетики, угольная промышленность скоро получит немалые инвестиции). Что говорить о снижении нагрузки на бюджеты за счет отчислений налогов малого бизнеса, когда один только Газпром ежегодно формирует от 7 до 10% нашего федерального бюджета? Реального серьезного отчисления за счет налогов с малого бизнеса в бюджет не приходит. Вот средний бизнес более или менее формирует бюджеты в городах и регионах страны. Если говорить о снижении социальной нагрузки с бюджетов всех уровней, то заработная плата в стране по-прежнему повсеместно выплачивается «в конверте». Мало на каком предприятии работодатель реально «показывает» в налоговой инспекции и пенсионном фонде всю вашу заработную плату. Обычно делают так: часть заработной платы проводится в бухгалтерской отчетности как реально выплаченная (с нее и начисляют налоговые платежи), а часть заработной платы отдают в «конверте». А отсюда сразу следует и комплекс других проблем, таких как недостаточное формирование средств, накопленных гражданами на свою старость (пенсию) и т.д.

Вместе с тем малый бизнес в стране реально необходим, прежде всего для того, чтобы быстрее перестроить экономику в случае возникновения такой необходимости на новые условия работы. Ведь малому предприятию потребуется меньше затрат на то, чтобы перестроить работу своей организации, чем крупному промышленному производству. Ситуация на мировом рынке в настоящее время нестабильная. С одной стороны, экономики развитых стран капитализма стали «пробуксовывать» и входить в стагнацию (хотя тут можно и спорить, но рост этих экономик значительно замедляется, и это факт, при том, что инфляция не падает а сохраняется там на прежнем уровне, возрастает уровень невозвращенных потребительских кредитов в США, уровень банкротств среди малого бизнеса). С другой стороны, систематически «лихорадит» от диспропорций экономику Китая, есть и развивающиеся быстрыми темпами экономики стран Латинской Америки. Все это может привести к тому, что экономика нашей страны вынуждена будет перестроиться, в каких-то отраслях произойдет ужесточение конкуренции, а где-то придется вообще искать новы рынок сбыта. Возможно, потребуется предложить рынку новые виды продукции. Своевременно вложенные инвестиции в новую развивающуюся отрасль дадут значительный прирост экономики страны в будущем. Крупный бизнес с этой позиции не очень «поворотливый», для его перестройки потребуются не только огромные средства, но и много времени, а вот малый бизнес и сможет занять новые ниши, вовремя предложить рынку новые услуги, заполнить товаром спрос на него. В принципе, на мой взгляд, вся значимость и важность малого бизнеса в экономике каждой страны состоят именно в том, что он позволяет экономике более быстро и своевременно меняться с наименьшими потерями в тех случаях, когда экономика переживает некоторые «кризисные» состояния, замедление роста.


A  Б  В  Г  Д  Е  Ж 
 
З И К Л М Н О
 
П Р С Т У Ф Х
 
Ц Ч Ш Э Ю
© 2008-2010г. Все права защищены depositvklad.ru