Государственное регулирование ситемы кредитования

В начале 2005 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Центробанк России утвердили «Рекомендации по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов», цель которых — заставить банки рассказывать потенциальным заемщикам всю правду об условиях предоставления и возврата кредитов до заключения договора.

Чиновники ФАС всячески подчеркивали, что потребители должны получать информацию о кредитах «в стандартизированной форме, позволяющей сравнить (сопоставить) условия разных банков и сделать осознанный выбор».

ФАС заинтересовалась рынком потребительского кредитования еще в начале 2004 г. Изучив условия примерно сотни банков, антимонопольная служба раскрыла «секрет»: «Заявленная процентная ставка во многих случаях меньше полной стоимости потребительского кредита (расчетной процентной ставки) в 2-2,5 раза». Был сделан вывод: неточное указание всех условий предоставления кредита, в том числе периодичности взимания комиссий и платежей, вводит потребителя в заблуждение. А это значит, что банки, которые честно рассказывают клиентам о реальной стоимости ссуды, могут выглядеть в их (т. е. клиентов) глазах менее привлекательно.

«Недостаточное информирование приводит к искажению условий конкуренции на рынке потребительского кредитования», — констатировали чиновники ФАС, а это предмет их непосредственного ведения. Началась кампания по «исправлению оишбок >

В конце мая 2005 г. ФАС и ЦБ разослали по банкам упоминавшиеся стандарты раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов.

В соответствии с этими стандартами до заключения кредитного договора (это подчеркивается особенно) заемщик должен получить ин-

формацию обо всех расходах, связанных с предоставлением, использованием и возвратом потребительского кредита, увидеть график платежей, получить сведения о платежах третьим лицам (например, страховым компаниям) и в конечном счете узнать полную стоимость кредита (расчетную процентную ставку).

При разработке «Рекомендаций...» использован международный опыт регулирования потребительского кредитования, в частности американский закон Consumer Credit Protection Act и британский Consumer Credit Act 1974.

Стандарты раскрытия информации о потребительских кредитах не являются обязательными. Это всего тишь рекомендации. Однако ФАС и Центробанк настроены решительно. «Если банки будут игнорировать предложенные рекомендации, ничто не помешает нам обратиться с рекомендациями непосредственно к потребителям, рассказав, какие банки честны с ними, а какие — лукавят. Мы найдем способ сделать так, чтобы потребители нас услышали», — припугнули банкиров представители ЦБ.

В случае сопротивления ФАС готова применять максимальные административные санкции — по 5 тыс. МРОТ за каждое нарушение (1 МРОТ для начисления штрафов составляет 100 руб.). Инкриминироваться будет «искажение условий конкуренции». А еще ФАС собирается внести изменения в профильное законодательство, чтобы сделать рекомендации по раскрытию информации обязательными к исполнению. Поживем -увидим.

Осенью 2005 г. кампания по «воспитанию» банков началась. Под горячую руку попался даже Сбербанк, предложения которого на контрасте с более изворотливыми конкурентами могли бы считаться верхом честности... Но тем самым ФАС продемонстрировала, что неприкосновенных в этом вопросе пет.

Отступление в тему


A  Б  В  Г  Д  Е  Ж 
 
З И К Л М Н О
 
П Р С Т У Ф Х
 
Ц Ч Ш Э Ю
© 2008-2010г. Все права защищены depositvklad.ru